crnko56@gmail.com
Оренбург, ул. Салмышская 67/1 офис 125
460060

Прямой эфир с Джамилей Семененко

14.08.2020

12 августа состоялся прямой эфир с Джамилей Семененко - директором благотворительного фонда “Облака” (г. Барнаул, Алтайский край), который занимается помощью малоимущим и многодетным семьям, детям-сиротам, а также людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

Алтайский край занимает одно из последних мест по уровню жизни, заработной платы и реализации социальной политики среди остальных субъектов РФ. За 5 лет, Джамиля и ее команда смогли выстроить в своем фонде систему частного фандрайзинга с оборотом более 20 миллионов рублей.

Опыт Джамили оказался интересен многим регионам. “Из разных регионов поступает один вопрос - как нам сделать так же как у вас? Однако, таких универсальных “рецептов” нет” - рассказывает Джамиля. Для оценки возможности реализации регионального фандрайзинга Джамиля советует обратить внимание на рейтинг социально-экономического развития регионов, т.к. “экономический показатель - это, прежде всего, оценка донорского потенциала”.

Во время эфира мы задали Джамиле следующие вопросы.

  • Как начинающим НКО и волонтерским организациям выбрать целевую аудиторию?

Многие новички стараются “объять необъятное” в решении социальных вопросах: собирают продукты, помогают вещами, деньгами, оказывают консультации. Это приводит к условно называемому распылению ресурсов, когда идет расход средств, но ожидаемых изменений не наблюдается. Зачастую приходится отказываться от некоторых идей и программ.

С этим сталкивается любая начинающая НКО. Джамиля отмечает, что этот период в буквальном смысле нужно “пережить”. “Если вы считаете, что вам необходимо набраться опыта, у вас есть достаточный запас сил и ресурсов - смело продолжайте работать над реализацией своих идей. Однако, если у организации есть четкое видение того, чего она хочет добиться, то здесь придется выбрать одну определенную проблему”

  • На чем основана работа по фандрайзингу в вашем фонде?

В основе своей фандрайзинговой деятельности фонд “Облака” ставит сервис вокруг донора. В качестве примера Джамиля предлагает вспомнить, когда последний раз вы были полностью удовлетворены обслуживанием и оказанной вам услугой? “Доноры находятся в роли клиентов, но делает ли мы что-то для них? Не во всех организациях налажена качественная работа с донором”.

По словам Джамили, идеи о донороориентированной работе она нашла в бизнесе, в частности - в работе благотворительной организации “Charity: Water” Скотта Харрисона, которая занимается обеспечением населения развивающихся стран чистой питьевой водой. 

“Мы ставим себе вопрос - что мы можем сделать для донора, чтобы он смог помочь нам еще больше и почувствовал свою значимость для социальных изменений?” - отмечает Джамиля. “В этом году мы запустили колл-центр, специалисты которого работают со звонками и письмами от граждан. И уже за один месяц работы нам удалось увеличить объем частных пожертвований в 3 раза”.

Анализируя обратную связь от коллег, Джамиля также советует следующее. Нужно искать не тех доноров, которых надо переубедить, а тех, которые понимают. Также важно расширять поле аудитории, с которой вы хотите наладить контакт. В этом могут помочь социальные сети, в частности - Инстаграм, который показал себя как хорошую площадку для продвижения благотворительной организации.

Говоря о фандрайзинге, нельзя не отметить сбор пожертвований. В этом вопросе Джамиля особое внимание уделяет безопасности этого процесса. После отказа от сбора на карты у фонда произошел ожидаемый спад пожертвований. Теперь они принимаются через сайт и смс по короткому номеру.

Для тех, кто хотел бы добавить аналогичные системы на свой сайт, Джамиля посоветовала посетить платформу интеллектуальных волонтеров ProCharity, где можно подобрать специалиста который поможет вам интегрировать необходимую систему на ваш сайт и социальные сети. Узнать подробнее о новых технологиях и возможностях для НКО можно на сайте Теплица социальных технологий.

  • Что вы посоветуете тем организациям, кто собирается начать привлекать средства с помощью фандрайзинга?

“Самое главное здесь - не делать резких движений” - советует Джамиля. Важно уделить достаточное времени стратегии. Пропишите подробнее - чего хотите достичь вы и ваша организация, сколько средств вам необходимо, какую именно проблему вы хотите решить. “Если вы сильны в грантах - продолжайте писать заявки. Часть времени посвятите работе с частными донорами. Например, примеру, если по гранту у вас заложен бюджет в 10 млн руб привлеченных средств, то на следующий год вы должны 1% средств (т.е. 100 000 рублей) постараться привлечь с помощью частного фандрайзинга. Постепенно, этот процент должен увеличиваться”.

 Мы благодарим Джамилю за ценные советы и надеемся, что в скором будущем другие НКО нашего региона освоят другие способы привлечения средств для решения важных социальных проблем.